Современное синто и все те события, которые с ним связаны, по-прежнему прочно закреплены в японской культуре. Высокотехнологичный век лишь добавил ему корпоративного лоска и массовости. Связь культов и синто корпораций можно проследить напрямую. Скажем, какая-нибудь крупная корпорация берет себе в покровители то или иное божество, строит храм в его честь или ухаживает за уже имеющимся святилищем. Так у компании Тойота есть свое собственное святилище в префектуре Айти. Оно так и называется Тойота дзиндзя. В качестве божества-защитника компании в нем почитается божество Канаяма хико, покровительствующее горному делу. А у компании Мицубиси есть свое святилище прямо на крыше банка. Это святилище посвящено богине Инари, богине изобилия и риса. Помимо собственных святилищ различные организации и коллективы перед важными событиями отправляются в тот или иной храм, где возносят молитвы о благополучном исходе дела. И это еще не считая разнообразных амулетов, которые можно встретить в кабинах пилотов и водителей, и даже на стартовых платформах ракет. Все эти старания делаются с целью добавить мистического везения или, если хотите, души, чтобы не спугнуть удачу и привлечь помощь богов в загаданном деле.
Массовые синтоистские праздники называют мацури, то есть фестивали, которые, как правило, проходят в августе. Это может быть любование фейерверком: в японском варианте зрители сидят рядами на большой открытой площадке и наблюдают. Или же карнавальное шествие, где выступают команды от разных контор, лавочек, фирм и школ отдельного района. Так же мацури устраивают на площади у ближайшего храма, в таком случае праздник оформлен в более традиционном виде: старинные танцы, шествие с паланкином, где живет божество, традиционные кушанья вроде такояки (запеченный в тесте кусочек осьминога) и напитки, среди которых обязательно будет присутствовать сакэ. Радует то, что, несмотря на повальную компьютеризацию и обилие технической оснащенности, традиции все еще живы и популярны даже среди молодежи.
|